Естественное желание многих людей познать космическое пространство в век компьютерных технологий привело к созданию астрономических программ (Planetarium software). За прошедшие годы были разработаны десятки разнообразных вариантов, каждый со своими возможностями, особенностями и ограничениями. Но, пожалуй, одной из самых известных, как в России, так и за рубежом, стала бесплатная Celestia - детище американского программиста энтузиаста Криса Лорела и его небольшой команды.
Celestia предоставляет пользователю возможность рассмотреть со всех сторон планеты и спутники Солнечной системы, слетать к любой из 120 тысяч звёзд каталога HIPPARCOS, очень точно смоделировать затмения, своими глазами «от первого лица» увидеть исторические полёты космических аппаратов, проверить сегодняшнее ночное небо над своей головой. И это лишь небольшая часть того, на что была способна программа в своём оригинальном исполнении, ведь любой пользователь мог добавить в неё свои объекты, познавательные сценарии или улучшить всё уже имеющееся на вооружении. Международное сообщество насчитывает сотни разработчиков уникальных аддонов, которые собраны на специальном сайте Celestia Motherlode.
Программа активно разрабатывалась с 2001 по 2011 год, после чего создатели по неизвестным нам причинам потеряли к ней интерес. Таким образом, версия 1.6.1 стала последней. Однако, международное сообщество никуда не исчезло. Энтузиасты продолжили делать аддоны, а некоторые люди объединились в целые команды для дальнейшего улучшения Celestia своими силами.
С 2010 по 2016 года в Рунете существовал проект «Celestia в России», главном продуктом которого стала сборка Celestia Extended Pack. В общей сложности было выпущено четыре версии, последней из которых стала EP3 в мае-июне 2014 года. Сборка не была лишена недостатков, и всё же являлась хорошей попыткой кардинально улучшить оригинальную Celestia. В течение следующих двух лет готовилась принципиально новая версия, во многом превосходящая все предыдущие - EP4. Она так и не была выпущена: из-за нарастающих разногласий и потери энтузиазма у отдельных участников, проект распался в июне 2016 года.
29 июля 2016 года активная часть аддоностроителей из старого проекта организовала совершенно новый - «Celestia Origin», в состав которого вошло шесть человек. Все основные наработки не дождавшейся релиза EP4 ушли в новый одноимённый сборник аддонов, в составе которого их развитие продолжилось. Сейчас наш проект единственный в Рунете, серьёзно занимающийся наполнением Celestia, старающийся всесторонне её улучшить и исправить недостатки. Основатель «Celestia в России» сумел с помощью Криса Лорела возродить официальный форум программы с целью выпустить версию 1.7.0, но за прошедшие месяцы ничего сделано не было. Поэтому приходится рассчитывать только на свои силы.
Хотя у нас нет никакой возможности менять исходный код программы, по часу активного использования оригинальной Celestia и сборника Celestia Origin будет достаточно для осознания того, насколько далеко мы продвинулись. Созданы все недостающие спутники планет, число астероидов и комет возросло до нескольких тысяч, русифицированы названия всех тел Солнечной системы, добавлены высококачественные текстуры, сотни уникальных моделей объектов, сделано почти два десятка аппаратов с актуальными траекториями, подключён набор из двух миллионов звёзд, исправлены практически все недоработки Extended Pack. Многое, очень многое из того, что есть у Celestia Origin в наличии, никогда ещё не было ни у одного подобного проекта. И это всё только начало. Впереди добавление сотен новых ещё более детализированных моделей, русификация локаций на всех объектах, создание новых аппаратов и полной базы открытых экзопланет.
Некоторые спросят, зачем сейчас заниматься разработкой Celestia, когда существуют другие, не менее мощные космические симуляторы (например Space Engine) с превосходной графикой, бесконечным числом процедурных объектов и множеством других возможностей? Мы ответим следующее:
1. Celestia Origin имеет свой уникальный путь развития. Мы стремимся к сбору, обработке и отображению наиболее полной, достоверной научной информации о космических объектах. Наша команда отслеживает самые последние новости космоса, добавляет новые объекты и уточняет характеристики имеющихся, но мы не занимаемся заполнением неизученных областей Вселенной вымышленными галактиками, звёздами и планетами.
2. Не у каждого есть компьютер, достаточно мощный для вышеуказанного конкурента Celestia, не говоря уже о том, что в ней есть такие возможности и приятные особенности, которых нет (и возможно никогда не будет) у иных симуляторов. Учитывая постоянно растущий объём научных данных о Вселенной, каждая новая разработка Celestia Origin проходит тщательное тестирование и оптимизацию производительности для компьютеров разной мощности. В связи с этим, некоторые аддоны выпускаются в лёгких, средних и тяжёлых версиях, а также закладывается возможность включения и выключения объектов по желанию пользователя.
3. Потенциал развития Celestia, заложенный её создателями, огромен и ещё нескоро будет исчерпан, а значит чистый энтузиазм команды ещё долго будет подпитываться новыми идеями.
Проект Celestia Origin открыт для сотрудничества. Мы приглашаем всех интересующихся астрономией и приветствуем новых участников, готовых внести свои предложения. Особенно будем рады принять в свои ряды программистов C++, а также всех, кто знаком с процессом создания аддонов.